В то же время в этом понятии национальных интересов отсутствуют потребности личности как основа интересов человека. Следует признать, что это достаточно распространенная ошибка, когда забывают включать этот элемент в структуру национальных интересов. Производным такого подхода является понимание национальной безопасности как совокупности только государственной и общественной безопасности.

Таким образом, исходя из предложенных определений и классификации интересов, национальный интерес возникает только тогда, когда его субъектом выступает нация, что не равнозначно общенародному интересу. Поэтому необходимо рассматривать понятие «нация» в широком смысле как равнозначное «народу», а национальные интересы определять исходя из степени их общности. Некоторые ученые предлагают решение этой проблемы за счет введения понятия «общенациональные интересы».

Существует различие между государственными и общественными потребностями людей, влияющими на формирование национальных интересов. Повсюду в мире, в том числе в странах, обладающих многовековыми демократическими традициями, существует большая или меньшая степень расхождения между тем, как понимают национальные интересы элита и «простой народ», правящие круги и оппозиция. У бюрократического аппарата, составляющего костяк государственного механизма, имеются собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с потребностями общества и интересами граждан. В России больше, чем где-либо, государственный интерес издавна доминировал над общественным, первое место среди приоритетов однозначно отдавалось могуществу российской державы, а не благосостоянию ее граждан.