3. Граждане, вынужденные заниматься самозащитой своих прав и законных интересов от посягательств представителей как криминальных, так, порой, и государственных структур.

Требует дальнейшего совершенствования организация взаимодействия между первым и вторым уровнем — государственной и негосударственной системами обеспечения безопасности, и определение степени и правил участия граждан в обеспечении национальной безопасности, их взаимодействия с государством и обществом. Сегодня государство в лице своих органов рассматривает человека, в основном, как объект своей деятельности и весьма слабо оценивает его как субъекта отношений в сфере общественной и личной безопасности, что может привести к негативным последствиям.

Может наступить отторжение органов общественной безопасности от государства, при слабой осознанности своей зависимости от общества, появляется тенденция превращения этих органов в самодовлеющую силу, концентрирующую свое внимание на чисто профессиональных аспектах деятельности, а долг перед обществом все меньше осознается как основа жизнедеятельности самой системы, в конечном счете, происходит пренебрежение судьбой личности как объекта отношений уже и в сфере общественной безопасности.

Личность, ощущая свое бессилие и незащищенность, ищет иные пути самозащиты (железные двери и домофоны в квартирах, приемы самозащиты и телохранители, оружие и помощь представителей криминального мира и т. п.). В результате система государственной и общественной безопасности начинает рассматриваться личностью либо с равнодушием, либо как враждебная сила.