Если раньше угрозы имели внешний и военный характер, когда невоенные и военные средства практически невозможно было применять в комплексе, то сейчас в условиях взаимозависимого мира и новых технологий угроза национальной безопасности носит,

как правило, комплексный характер. В одних случаях силовое воздействие может включать военный компонент (Ирак, Босния), в других — обходиться практически без его применения (Куба, Ливия, Иран). Наиболее яркий пример тому — поражение СССР в «холодной войне» и его устранение с мировой арены без применения военных мер.

В соответствии с перечисленными уровнями в системе обеспечения национальной безопасности современной России реально действуют несколько групп субъектов:

1. Государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной власти, органы прокурорского надзора, через систему правоохранительных органов и специальные службы (в настоящее время здесь можно выделить такие первоочередные проблемы, как разделение полномочий между субъектами обеспечения безопасности «по вертикали»: РФ — субъект РФ — муниципалитеты и координация действий субъектов «по горизонтали»).

2. Общество (в лице негосударственных организаций, представленных частными охранными и детективными предприятиями и организациями, службами безопасности, фондами, научными, информационно-аналитическими центрами и иными структурами — с одной стороны, и криминальные структуры (другая часть общества), создающие «крыши» (не те на которых металлочерепица) для борющихся за раздел сфер влияния и захвата собственности мафиозных кругов — с другой).